Что такое андеррайтинг ценных бумаг?

Один из самых неочевидных терминов для новичков — это андеррайтинг, происходящий от английских слов “under writing”. В сети можно найти много противоречивых объяснений, но все-таки хочется разобраться: в случае ценных бумаг андеррайтинг — это что?


На фондовом рынке андеррайтинг — это процесс, при котором брокер привлекает капитал для клиента (компании или правительства), организовав первичное публичное размещение акций (IPO). По запросу клиента брокер также может провести вторичное размещение акций (SPO), если первоначально привлеченного капитала оказалось недостаточно.


Когда компания подписывает договор с андеррайтером, она может выбрать один из трех основных видов обязательств:

1. Твердая приверженность — андеррайтер обязуется выкупить весь выпуск акций по заранее определенной цене. Если позже он не сможет перепродать весь выпуск на вторичном рынке, андеррайтер берет на себя полную финансовую ответственность за любые непроданные акции.

2. Максимальные усилия — наиболее распространенная форма обязательств из трех перечисленных. Хоть андеррайтер добросовестно обязуется продать как можно большую часть выпуска по согласованной цене, на него не возлагается финансовая и/или юридическая ответственность за любые непроданные акции.

3. «Все или ничего» — если весь выпуск акций не продастся по цене предложения, сделка аннулируется, и андеррайтер не получает никакой компенсации.


Возвращаясь к тому, что такое андеррайтинг, важно отметить стадии, которые андеррайтер проводит до начала IPO. Эксперты выделяют три основных этапа:

  1. планирование;
  2. оценка сроков и спроса;
  3. структура эмиссии (т.е. выпуска) акций.

Этап планирования включает изучение целевой территории, формулирование причины для привлечения инвестиций и оценку ожидаемого спроса со стороны инвесторов. На этапе определения сроков и спроса андеррайтер должен оценить текущие рыночные условия, пожелания инвестора и его опыт, прецеденты и эталонные предложения, а также текущий поток новостей, чтобы определить оптимальные сроки и спрос на размещение. Наконец, на последнем этапе андеррайтер должен принять решение о структуре эмиссии: ориентироваться на одиночных инвесторов или на крупные организации, на внутренний или международный выпуск.

Подводя итог, андеррайтинг ценных бумаг — это не только услуги по привлечению капитала, но и, в некоторых случаях, компенсация за возможное отсутствие прибыли. Если ценные бумаги, на которые у инвестора с андеррайтером была заключена сделка, все-таки попадают в зону риска, по условиям «твердой приверженности» андеррайтеры или их сотрудники обязаны выкупить эти бумаги по заранее установленной цене. После этого бумаги перепродаются на вторичном рынке либо другим инвесторам, либо дилерам (которые сами начнут искать новых покупателей).