Что такое прямые инвестиции?

Прямые инвестиции — это финансирование коммерческого предприятия, направленное на получение над ним контроля. С помощью прямых инвестиций бизнесмен или компания могут получить достаточную долю в акционерном капитале (не менее 10%), чтобы обеспечить контроль над финансируемым предприятием.


Чаще всего под «прямыми инвестициями» подразумевают инвестирование зарубежных компаний — так называемые «прямые иностранные инвестиции» (ПИИ). В некоторых случаях речь идет об открытии дочерних предприятий в соседних или дальних странах. В других случаях — о приобретении контроля над уже существующими компаниями в иных государствах.


Прямые инвестиции не стоит путать с созданием инвестиционного портфеля, а также с покупкой обычных и привилегированных акций. В первом случае основная цель — это получение контроля, тогда как во втором и третьем случае инвестор прежде всего будет стремиться к прибыли.


Контроль над компанией можно получить не только через инвестирование капитала, но и другими методами: к примеру, через предоставление в пользование определенных технологий и организации нужных управленческих схем. Но это лишь вспомогательные факторы, не дающие полной гарантии успеха. Поэтому прямые инвестиции считаются наилучшим способом добиться полного контроля над предприятием.


Прямые иностранные инвестиции могут исходить от частных лиц, но чаще всего ими пользуются компании, желающие установить деловое присутствие в другой стране.


Возвращаясь к вопросу о том, что такое прямые инвестиции, нужно отметить разнообразие их форм. В реальности ПИИ могут выглядеть по-разному, но обычно выделяют три основных типа:

  1. вертикальные;
  2. горизонтальные;
  3. конгломератные.


Вертикальные прямые инвестиции — это когда инвестор добавляет иностранную деятельность к уже существующему бизнесу. Например, американский производитель машин открывает дилерские центры в Европе или покупает в Азии завод по производству запчастей.


Горизонтальные прямые инвестиции — вероятно, наиболее распространенные из всех. При горизонтальном инвестировании бизнес, уже существующий в одной стране, открывает дочернюю компанию, занимающуюся ровно тем же в другой стране. К примеру, франшиза фаст-фуда, чья штаб-квартира базируется в США, открывает новые рестораны в Китае. Горизонтальные прямые инвестиции также называют выходом на иностранный рынок с нуля.


Конгломератные прямые инвестиции распространены меньше всего. При такой разновидности инвестирования бизнес, уже существующий в одной стране, решает открыть в другой стране дочернюю компанию, которая будет заниматься чем-то совершенно не связанным с их основным видом деятельности. Это особенно сложная форма прямых инвестиций, поскольку требует одновременно развития нового коммерческого направления и заодно его организации в иностранном государстве. Например, конгломератом будет считаться страховая компания, которая открывает курортный парк в иностранном государстве.