Экономика Украины – пепел не горит!!!

Победа Владимира Зеленского на выборах президента Украины не угрожает экономике страны обвалом. Причиной этого является банально «низкая база», с которой невозможно упасть.

Почему-то при оценке дел в стране, люди часто склонны оценивать только государственные финансы и действия власти. Однако экономика страны складывается из массы хозяйствующих субъектов. Решения и действия власти важны, но не только они отражаются на экономическом состоянии страны.

 

Экономику Украины можно оценивать с разных ракурсов и находить разные факторы влияния на нее, однако наиболее верной и лучшей будет оценка общего состояния на основании макроэкономических показателей всей экономики, а не только бюджета.

 

В 2018 году Украина получила доходы от экспорта товаров и услуг в размере 59 млрд долларов. ВВП Украины составил 3 558 млрд гривен, что при курсе 27 гривен за доллар составляет 131 млрд долларов. Часть экспорта в ВВП составила 44%. Плюс к этому около 15 млрд долларов страна получила от первичных и вторичных доходов, а это означает, что суммарно страна получила примерно 74 млрд долларов внешних валютных поступлений, что составляет примерно 56% от ВВП страны.

 

Такую картину мира можно охарактеризовать как очень грустную. Ведь получается, что соотношение внешних поступлений ВВП составляет менее двух единиц (то есть данный мультипликатор равняется менее 2 единиц).

 

Почему мультипликатор, равный двум, является плохим показателем? Потому что в структуре ВВП потребление промышленных товаров обычно составляет 20-30% от ВВП. Причем 20-30% — это по ценам производителей. Человек же, приобретая товар в магазине, оплачивает, помимо самой стоимости товара, еще и транспортные расходы, и наценку оптовой и розничной торговли, из-за чего по розничным ценам эти 30% превращаются в 50%, где дополнительные 20% ― это надбавка транспорта и торговли. Поэтому даже если люди тратят на товары половину всех денег и товары занимают половину ВВП по конечному потреблению, то частью товарного производства в ВВП будет всего лишь треть по ценам производителей. Учитывая это, если весь экспорт трансформируется в импорт и страна будет потреблять полностью импортное, то даже в этом случае мультипликатор окажется равен 3 единицам. Если же в структуре потребления будут и товары, произведенные в стране, мультипликатор станет еще выше.

 

Обычно теоретически экспорт может составлять и 70% от ВВП, но это бывает в случае, если экспортеры используют большое количество импортных комплектующих и в цене экспорта заложена низкая внутренняя добавленная стоимость товара. Например, купили импортные комплектующие для автомобиля за 15 тысяч долларов и, собрав автомобиль, продали его за 20 тысяч. Уровень локализации будет всего 25%, а оставшиеся 75%, по сути, являются реэкспортом.

 

В Украине по ее экспортным товарам очень высокий уровень локализации. Потому что в цене руды, в продуктах сельского хозяйства, в металлах по большей части сидит именно внутренняя добавленная стоимость. А если говорить о поступлениях от украинцев, которые работают за границей, то их деньги – это вообще чистый приток.

 

Низкий уровень мультипликатора соотношения экспорта страны и ее ВВП на практике означает, что деньги внутри экономики страны практически не обращаются. Это значит, что деньги, сделав минимальное количество движений в экономике, выходят из страны или в виде покупки импортных товаров, или в виде выведения денег из страны, или же в виде банальной покупки валюты населением под матрас!!!

 

Экономика при таком мультипликаторе де-факто не работает. Но в этой грустной ситуации есть один плюс. Существенно ниже данный мультипликатор упасть не может и не упадет, поскольку все деньги уже выходят из страны. Номинальный ВВП в долларах США просто не может упасть до уровня внешних доходов страны, поскольку транспорт, сфера услуг и торговля не могут полностью исчезнуть в сорокамиллионной стране.

 

Но не стоит думать, что такое положение вещей характерно только для нынешнего времени. Такое положение вещей существует уже давно, что можно увидеть на графике. И в 2015 году, и в 2011 году была точно такая же ситуация. Соотношение экспорта ВВП составляло примерно 2 единицы. То есть, по сути, экономическая ситуация в стране является «плохой» уже давно. Можно сказать, что Украина в экономическом плане уже давно на «дне» и, образно говоря, дороги, трубы, заводы гниют уже давно и при этом мало что изменилось. Если внимательно присмотреться к деталям, то можно сказать, что ситуация все же стала немного лучше, ведь в 2015 году часть экспорта в ВВП составляла 52,7% (мультипликатор 1,89) и снижение этого показателя до 44% (мультипликатор 2,27) означает улучшение ситуации, учитывая рост мультипликатора. Но этого все же пока что мизерно мало для того, чтобы говорить о развитии.

 

ВВП Украины зависит от внешних поступлений. В 2014-2015 годах они упали из-за остановки промышленности на востоке страны, войны и сокращения торговли с восточным соседом, ситуацию также усугубило падение цен на металлы, руду и продукты питания в мире. То, что продает Украина на внешние рынки. С 2016 года цены на зерно, руду и металлы растут и следом растет и номинальный ВВП Украины, выраженный в долларах США, ряд компаний Украины переориентировался и вышел на новые рынки сбыта. Но соотношение экспорта и ВВП изменилось несущественно.

 

Крупных инвестиций в экономику Украины как не было, так и нет. Ведь, например, если кто-нибудь из предпринимателей купит оборудование в Германии на 1 млн долларов, то при ввозе в Украину, после оплаты таможенных сборов и НДС, это оборудование станет в полтора раза дороже, чем в других странах. Эта ситуация была и в 2010 году и в 2000 году и она остается такой же до сегодняшнего дня. Прибыль почти тотально выходит из страны, иногда даже не успев в нее зайти.

 

В стране практически нет «плохих долгов», потому что кредиты уже давно никто не выдает, не считая «быстрых кредитов» под бешенные проценты. Население Украины и компании в основном в последние годы возвращают старые долги и не берут новых с учетом того, что ставки по кредитам огромные. Это сказывается на балансах банков. Внешний долг Украины с 2014 года падает, в данном случае речь идет не только о государственном долге, а о внешнем долге всей страны вместе. В конце 2013 году долг составлял 142 млрд долларов, до конца 2018 года он упал до 114 млрд долларов. В то же время внешний долг банковского сектора Украины тоже упал. В 2013 году он составлял 22,5 млрд долларов, до конца 2018 года он упал до 5,8 млрд долларов. Банки Украины, так же, как и население, и компании в последние годы, практически только отдавали долги, а не брали их. Поэтому кредитование, которое является мотором для экономики, упасть не может, поскольку его нет.

Учитывая это, текущие страхи относительно экономики Украины преувеличены, так же, как и страхи из-за смены власти в Украине. Экономике страны просто некуда падать. Данную ситуацию «на дне» уже сложно испортить. Ее можно улучшить или не улучшить. И потому сейчас вопрос перед новой властью стоит не в том, разрушит ли она экономику. Вопрос стоит в том, сможет ли она поднять экономику Украины с «дна» или нет, а падать экономике некуда.

 

Аналитики ООО «ФРИДОМ ФИНАНС УКРАИНА»