Риски дефолта Украины невелики

В последнее время, возможно, в связи с выборами, многие политики и «эксперты» заявляют, что в 2019 году чуть ли не 40% бюджета пойдет на погашение долговых обязательств по государственному долгу. При бюджете Украины в запланированном на 2019 год размере 1 026 млрд гривен, возврат по долговым обязательствам в сумме 428 млрд гривен является непосильной ношей и никакое развитие страны при таких обстоятельствах просто невозможно. И в связи с этим стране грозит дефолт.

Однако стоит отметить, что, например, в 2015 году Украина погасила по государственному долгу 416 млрд гривен при бюджете 534 млрд гривен, то есть 78% бюджета ушло на погашение долга. И при этом никакого дефолта не произошло! 

Как такое могло произойти? Все очень просто! Политики, говоря о погашении, забывают сказать о займах, а говоря о займах, не говорят о процентах. Но справедливости ради, ситуацию необходимо видеть в целом, а не частями.

Тогда, в 2015 году, Украина погасила 416 млрд гривен долга и взяла в долг 514 млрд гривен. И более того, так поступают почти все государства в мире. Например, для правительства США абсолютно нормально ежемесячно занимать триллионы долларов и вновь брать этот же триллион в долг. Причем большая часть этих денег, которые идут на погашение долга, вновь инвестируются в этот долг, то есть происходит процесс рефинансирования. Точно так же и с долгом Украины, значительная часть погашений вновь будет реинвестирована в долг Украины.

В мире финансов все это можно назвать «рабочим» процессом. Деньги циркулируют в экономике. Например, банки, которые купили долговые облигации правительства, по большей части вновь купят новые выпуски облигаций, после погашения старых, потому что именно за счет этих облигаций они обеспечивают, например, проценты по депозитам. Высвобожденные деньги по погашению не могут и не будут лежать мертвым грузом, они вновь инвестируются.

Что действительно важно в вопросе долга, так это динамика его увеличения или уменьшения, дефицит бюджета и разница между объемом займов и погашений. А в этом плане никакой катастрофы в бюджете Украины на 2019 год не запланировано. Напротив, ситуация с финансами страны в последние годы стабилизируется и улучшается.

Объем долга по отношению к ВВП с 2016 года стал снижаться, что можно увидеть в таблице и на графике ниже. Номинальный долг, выраженный в гривнах, растет, однако номинальный ВВП страны растет опережающими темпами. На пике в 2016 году государственный долг составлял почти 81% от ВВП, а по итогам 2018 года он составил немного меньше 61% от ВВП. Много кто может сказать, что такой расчет несправедлив, ведь номинальный долг все равно становится больше. Однако если так, то стоит вспомнить, что с 2013 года по 2016 год долговое бремя росло из-за падения ВВП. И то, что сейчас долг по соотношению к ВВП снижается из-за роста ВВП, в целом является позитивным фактором. 

Баланс объема займов и погашений по государственному долгу Украины тоже улучшается. С 2016 года разница между объемом займов и погашений уменьшается. То есть бюджет страны из года в год требует меньшего объема первичного кредитования (без учета рефинансирования). Бюджет страны растет вместе с ростом номинального ВВП и дефицит бюджета, если считать его в процентах от ВВП, точно так же сокращается. Если в 2014 году дефицит бюджета составлял почти 5% от ВВП, то в 2018 году дефицит составил 1,6% от ВВП.


Поэтому ситуация с государственным долгом Украины на данный момент выглядит значительно лучше, чем в прошлые годы. Основной «пожар» уже позади. Разумеется, ситуация далека от идеала, но она улучшается. И риски дефолта страны сейчас невелики. 

Powered by Froala Editor

Популярные статьи

Закажите бесплатную консультацию про услуги ООО «ФРИДОМ ФИНАНС УКРАИНА»