Трамп обещает взяться за фармацевтов. Стоит ли бояться?

«Президент США Дональд Трамп готов работать с демократами в конгрессе касательно снижения цен на лекарства», ― заявила во вторник советник Белого дома Келлианн Конуэй.

Действительно, кто, как не президент, может снизить цены на лекарства. Однако есть ли у него рычаги?

Предвыборная критика Трампа в адрес фармацевтической отрасли и его обещания снизить цены на лекарства держали фармацевтические компании в неведении и ожидании конкретных действий от федерального правительства, которому Трамп обещал позволить напрямую договариваться о ценах на лекарства с производителями.

После первого года правления Трампа фармацевтическая промышленность вздохнула с облегчением. Хотя президент иногда возвращался к этому вопросу, его администрация не сделала ни одного шага, который бы действительно потряс фармацевтическую промышленность. 

2018 год стал более тревожным: в мае президент и секретарь Министерства охраны здоровья и социальных служб США Алекс Азар обнародовали стратегию «Сначала американские пациенты» и план ограничения стоимости лекарств, которые отпускаются по рецепту. В план вошли инициативы относительно улучшения конкуренции, создания основы для переговоров с производителями лекарств, создания стимулов для снижения цен на лекарства, а также сокращения расходов из кармана пациентов.

Конкретные действия, предпринятые Правительством, можно уместить в короткий список:

  • были предложены скромные реформы для ускорения процесса решения аналогов;

  • созвана рабочая группа для изучения ввоза лекарств из других стран;

  • принято законодательство, которое запрещает фармацевтам рассказывать потребителям преимущества относительно экономии денег при покупке лекарств без страховки.

Публичное внимание Белого дома к ценообразованию на лекарства побудила в прошлом году эти компании взять на себя обязательства добровольного замораживания цен. Pfizer (NYSE: PFE), Novartis (NYSE: NVS) заявили, что откладывают повышение цен на некоторые лекарства после того, как президент призвал их сократить расходы. Однако это была капля в море.  

В январе Трамп заявил, что ожидает значительного снижения цен на лекарства. Странное ожидание, учитывая, что 28 крупнейших производителей лекарств, придерживаясь требований недавно принятого закона про обязательное уведомление за 60 дней, сообщили про значительное повышение цен на лекарства. В число этих компаний вошли Novartis, Bayer, GlaxoSmithKline і AstraZeneca (NYSE: AZN).

Краткосрочный успех администрации Трампа закончился. Он объединяется с Конгрессом и ищет новые пути влияния на фармацевтических производителей. Демократы в Палате представителей объявляют главным приоритетом в этом году решение проблемы высокой стоимости рецептурных лекарств. Контролируемый республиканцами Сенатский финансовый комитет пригласил руководителей пяти аптечных менеджеров 3 апреля дать показания о повышении стоимости лекарств, которые отпускаются по рецепту. 

Что могут сделать законодатели?

Система возмещения затрат на лекарства в США непрозрачна. В разных аптеках цены на одни и те же лекарства могут отличаться в десять раз. Правительство прямо не регулирует цены на лекарства, а это означает, что фармацевтические компании могут устанавливать любую цену по собственному усмотрению, как это сделал Gilead в 2013 году, когда он установил цену в $ 84 тыс за 12-недельный курс лечения Совальди.

Medicaid ― федеральная программа для покрытия расходов на медицинское обслуживание лиц с низкими доходами ― требует от пациента оплаты 20% от стоимости лекарств из собственного кармана, остальное оплачивает государство. Medicaid ― обеспечивает страхование для американцев старше 65 лет ― оплачивает 95% от стоимости лекарств.

Страховым компаниям, с которыми был заключен договор на администрирование Medicare, запрещено вести любые переговоры на федеральном уровне относительно регулирования цен. Система частного страхования, которое охватывает американцев, не принимающих участия в Medicare или Medicaid, разбита на сотни разных работодателей и страховых компаний, что ограничивает их возможности договариваться с правительством о снижении цен на лекарства. 

Доходы от производства лекарств в Соединенных Штатах за последние десять лет выросли более чем вдвое. Основным ключом к этому высокому доходу является постоянное повышение цен. 

Фармацевтические компании работают на относительно малорегулированном рынке и повышают цены на лекарства больше уровня инфляции. Это позволяет им постоянно увеличивать свои доходы. Та самая AstraZeneca, невзирая на честное исполнение обещаний президента, отметила рост продаж в конце 2018 года, и сам производитель заявил, что теперь ожидается период стойкого роста «на годы вперед». Продажи продукции компании за три последних месяца выросли на 8%.

Общая выручка, однако, упала на 14% до $ 5,34 млрд. Наконец, сказалось выполнение обещаний президенту, однако в течение года компания сохраняла свои финансовые показатели без изменений.



Powered by Froala Editor

Популярные статьи

Закажите бесплатную консультацию про услуги ООО «ФРИДОМ ФИНАНС УКРАИНА»