Почему брокера называют медведем или быком? Биржевой сленг

Фондовая биржа — это борьба двух конкурирующих сил: страха и жадности. Держа это в виду, каждому инвестору стоит разобраться, кто такие «быки» и «медведи» на рынке ценных бумаг. То, что представляют эти понятия, а также принципы их работы имеет решающее значение для понимания финансовой системы.

  1. Как появился сленг биржевых трейдеров

Считается, что биржевый сленг «медведь» и «бык» происходят от того, как каждое из этих животных атакует своих врагов: первый поднимет противника на рога, а второй прижмет к земле. Эти действия метафорически связаны с падением и подъемом стоимости активов. Если тренд идет вверх, то побеждают «быки»; а если тренд идет вниз — соответственно, победа за «медведями».

Есть и другое объяснение происхождению биржевого жаргона — историческое. В конце Средних веков сложилось так, что посредники в продаже медвежьих шкур продавали те шкуры, которые еще не получили. Так они спекулировали на будущей цене этих шкур, надеясь, что смогут перекупить товар у охотников по более низкой цене, чем та, по которой они уже продали их покупателю. Разница между себестоимостью и ценой продажи оседала в карманах перекупщиков, которых стали звать на рынке просто «медведями» — из-за товара, который они продавали.

Быки же считались противоположностями медведей из-за популярных в Калифорнии XIX века аренных боев, где битва гризли против буффало считалась «гвоздем» программы. Поэтому другие торговцы, не занимающиеся перекупкой шкур, в сленге биржевых трейдеров стали их извечными противниками — «быками».

  1. Что значит жаргон биржевых трейдеров на финансовом рынке

«Бык» — это инвестор, который вкладывает деньги в растущие активы. Эти инвесторы покупают активы с надеждой, что потом смогут перепродать их ещё дороже.

«Бычий» рынок характеризуются оптимизмом и уверенностью трейдеров в том, что их стратегия «купи дешевле — продай дороже» ещё долго будет давать хорошие результаты. Отчасти это вызвано тем, что трудно достоверно предсказать, когда стоимость активов начнет падать. Сложности задаче прибавляет и то, что сначала спекуляции, а затем вызванный ими ажиотаж и психологическое давление на инвесторов часто играют большую роль в ценовом развороте.

Не существует конкретной и универсальной метрики, используемой для определения «бычьего» рынка. И все же чаще всего так характеризируют ситуацию, когда стоимость акций сначала падает — вплоть до 20% от первоначального уровня, — а затем растут обратно, опять-таки вплоть до 20%. По окончанию восходящего тренда может также идти второе  падение на 20%.

Поскольку подъем цен трудно предсказать, аналитики обычно распознают восходящий тренд только постфактум. Один из известнейших примеров недавнего времени стал период с 2003 по 2007 год. За это время фондовый индекс S&P 500 вырос на 20% после предыдущего падения; но с началом финансового кризиса 2008 года индекс снова упал.

Соответственно, в «медвежье» время преобладает падение стоимости активов и пессимизм трейдеров. Такое положение дел может длиться от нескольких недель и вплоть до нескольких лет. Сверхдлинные периоды нисходящего тренда называют «светским медвежьим рынком»: он длится от 10 до 20 лет и характеризуется стабильной доходностью ниже средней. Время от времени стоимость активов может идти вверх, но этот рост нестабилен — вскоре цены падают к прежнему низкому уровню. По сравнению с этим нормальный, «циклический медвежий рынок» не так сильно сказывается на экономике, поскольку длится всего пару лет.  

Нисходящий тренд может начаться по многим причинам, — но в целом к времени «медведей» приводит слабая, вялая экономика, не способная развиваться должным образом. Признаки слабости или замедления роста — это, как правило, безработица, низкий располагаемый доход, низкая производительность и снижение прибыли предприятий. Кроме того, любое вмешательство государства в экономику тоже может спровоцировать падение.

Например, изменение налоговой или кредитной ставки часто приводит к нисходящему тренду. Точно так же о начале «медвежьего» рынка может сигнализировать падение доверия инвесторов. Если у трейдеров сложится ощущение, что вот-вот произойдет что-то крупное, они предпримут меры — в данном случае, продадут акции, чтобы избежать убытков.

  1. Разница между «бычьим» и «медвежьим» периодами

Смены этих периодов часто совпадает с поворотами экономического цикла, который состоит из четырех фаз: расширение, пик, сокращение и впадина. «Бычий» рынок сигнализирует о том, что экономика страны вот-вот начнет расти. Поскольку общественные настроения по поводу будущего прогресса сразу же влияют на рост акций, подъем часто начинается еще до того, как вырастают экономические показатели вроде роста валового внутреннего продукта (ВВП). И наоборот: «медвежьи» рынки обычно формируются ещё до начала экономического спада.

Подходящие условия для «медвежьих стратегий» не следует путать с коррекцией — краткосрочным периодом, который длится менее двух месяцев. Коррекция обычно хорошее время для начинающих трейдеров, чтобы провести первые сделки на бирже; во время настоящего «медвежьего» тренда у новичков не получится так же просто начать торговлю. Это связано с тем, что определить дно стоимости активов в такой ситуации практически невозможно. Попытка компенсировать убытки может вытянуть у инвестора немало ресурсов, если только он не продает без покрытия или не пользуется другими стратегиями для получения прибыли при падающей цене.

  1. Выводы

Как можно себе представить, «быки» и «медведи» используют разные стратегии, чтобы получать прибыль. «Быки» покупают активы дешево и держат их в запасе до тех пор, пока не могут продать дороже. Стратегия их противников куда сложнее: сначала они берут актив в заем, продают его, а как только цена падает — покупают обратно и отдают заемщику. Разница от продажи и покупки составляет их прибыль.

Обе фракции постоянно борются между собой. Чтобы понять, какая из сторон сейчас преобладает, важно изучить современные тенденции, а также хорошо владеть техническим и фундаментальным анализом. Стоит также помнить, что опытные инвесторы умеют зарабатывать с обеих позиций: ведь когда условия для торговли меняются, только логично будет соответственно изменить свою стратегию.