Зачем учить детей финансовой грамотности

На вопрос «Для чего нужна финансовая грамотность для детей?» можно было бы ответить односложным: «Дети взрослеют». А для взрослого человека финансовая неграмотность в лучшем случае невыгодна, в худшем – опасна. Детям нужны знания в этой области для того, чтобы через десять или пятнадцать лет они уверенно вошли во взрослую жизнь и занялись осознанным созданием собственного будущего, а не беспомощно «висели на шее» у родителей.

Однако такой ответ поднимает целый ряд сопутствующих вопросов. Например, как именно нужно учить детей финансовой грамотности? Или в каком возрасте разумно начинать обучение? Как простым языком и на наглядных примерах объяснять ребенку вещи столь сложные, которые и взрослых людей подчас вводят в ступор?


Важность уроков финансовой грамотности в детском возрасте

Школьник младших классов уже способен рассортировывать монеты и купюры по номиналу и отлично знает, что деньги конвертируются в различные вещи. 

Настала пора усвоить самые главные уроки, которые опосредованно связаны с обычными детскими «Зачем мне учиться?» и более поздними подростковыми «Я не собираюсь брать на себя никакую ответственность!»

  • Обучение финансовой грамотности предполагает, в числе прочего, умение планировать ресурсы. Этот навык будет полезен и в других сферах жизни ребенка, поможет сформировать осознанную личность, научит видеть перспективы и стремиться к балансу во всех областях.
  • Финансы – это ответственность. Ребенок будет учиться принимать решения, действовать эффективно и принимать последствия своих решений.
  • Ребенок станет дисциплинированнее, рассудительнее, сформирует взвешенное отношение к собственным трудозатратам, научится четче формулировать цели.
  • Он узнает о способах планирования и приумножения денег, в частности, об инвестиционных инструментах, и в будущем сможет опробовать разные способы увеличить свой доход, в том числе приобретая активы. У него будет больше перспектив стать успешным, чем есть у большинства современных взрослых людей, которые вынуждены были во взрослом возрасте развивать или ломать своё отношение к финансам. 
  • Ребенок рано начнет планировать собственное будущее и сделает более осознанный выбор профессии, чем его сверстники, у которых не было уроков финансовой грамотности.

Но чтобы не случилось перекоса ценностей, ребенку обязательно нужно напоминать и демонстрировать, что самые важные вещи не связаны с деньгами: жизнь, любовь, внутренняя гармония, радость от того, что можешь заниматься любимым делом, возможность любоваться красотой природы и быть рядом с близкими людьми.


Финансовая грамотность для школьников. Перспективы 

Казалось бы: ведь те дети, которые сидят за партами сегодня, уже завтра станут следующим поколением управленцев, предпринимателей, производителей, их нужно учить тем вещам, которые им встретятся в реальной жизни.

Однако государственное образование никак не готовит детей к распоряжению личными финансами, к составлению финансовых планов, не дает базовых знаний о деньгах и их роли в экономике. В отличие от европейских школ, где давно уже поняли, зачем нужна финансовая грамотность детям, в украинских не торопятся вводить в программу столь полезный предмет. В некоторых школах могут проводиться дополнительные занятия на эту тему, в крупных городах можно также встретить бизнес-школы, которые предлагают общеобразовательным совместные программы обучения для детей и подростков. Но в основном эта задача ложится на плечи родителей. 

Что же – пусть процесс накопления знаний в этой области у ребенка начнется с понимания роли денег в семейной жизни, это тоже немалый успех.


Главные истины о деньгах, которые нужно знать детям

Итак: деньги не берутся ниоткуда, деньги не любят безответственности, деньги могут быть объектом интереса других людей. Эти простые истины, усвоенные ребенком 6-8 лет, сделают более осознанной всю его жизнь. 

Даже первоклашка уже может и должен осознать следующее:

  • Деньги не просто достают из банкомата. Нужна либо работа, либо большие суммы, вложенные в инвестиционные проекты с большой доходностью, либо и то, и другое.
  • Больше заработал – сможешь больше себе позволить, однако желания нужно сопоставлять с необходимостью.
  • Соответственно: деньги нужно планировать, учитывать доходы и расходы, и ребенок тоже может это делать – сначала в самых кратких временных интервалах. И это может быть очень интересно!
  • Сколько товаров можно купить за одну и ту же сумму – зависит от качества товара, его назначения и сложности производства. Стоимость складывается из множества материалов и процессов, деньги сопровождают весь этот процесс по цепочке.
  • К деньгам нужно относиться ответственно. Приучите ребенка считать сдачу.
  • Деньги можно копить, чтобы купить в будущем то, на что не хватает сейчас.
  • Деньги интересуют большинство людей. Правила финансовой безопасности и действия в экстренных ситуациях.

Для подачи всех этих истин детям подходит игровая форма, однако можно применять её в реальных ситуациях.

Подросткам уже можно рассказать о способах приумножения денег, в том числе – как получать пассивный доход, будучи владельцем активов. Необходимо рассказать и о кредитовании, и о банковских вкладах. Родители могут выступить в роли банка, сохраняя деньги и начисляя на них определенный процент или выделив на карманные расходы сумму больше обычного и потом потребовав её обратно с процентами.

Чем взрослее ребенок, тем успешней он должен разбираться в финансовых, денежных, экономических вопросах, ведь взрослая жизнь всё ближе. Старшеклассника можно отправить на специальные курсы или тренинги, которые глубже посвятят его в темы, которые он не смог изучить самостоятельно или при помощи родителей. 

И очень важно, чтобы ребенок не просто накопил теоретические знания, а умел применять на практике всё, чему обучился.


Финансовая грамотность – финансовая свобода

Составляющие финансовой грамотности и независимости для взрослого человека:

  1. Уметь обращаться с деньгами, отводя им роль одного из средств для достижения целей, а не самоцели.
  2. Уметь управлять деньгами так, чтобы ускорить достижение этих целей, тратить меньше, чем заработано.
  3. Уметь планировать средства и придерживаться плана, распределять финансовый поток разумно и не забывая о комфорте.
  4. Понимать, как работают финансовые учреждения и как строить взаимодействие с ними.
  5. Знать, какие способы помогут приумножить средства, как заниматься инвестированием в активном и пассивном режиме, как диверсифицировать риски.
  6. Уметь планировать и создавать «подушку безопасности», рассчитывать траты на несколько месяцев вперед и иметь свободу для маневра в том случае, если что-то случится с источниками доходов.

Взвешенный и разумный подход к деньгам и тратам, умение планировать, способность разными способами обеспечивать прирост средств, не тратить больше заработанного и не «хранить все яйца в одной корзине» – вот составляющие финансовой свободы. И её фундамент – финансовая грамотность и осознанность, которые, в идеале, должны быть заложены уже в детском и подростковом возрасте.

 

Популярные статьи

Закажите бесплатную консультацию про услуги ООО «ФРИДОМ ФИНАНС УКРАИНА»