Лучшие аналитики и специалисты рынка уже озвучили проблемы, которые возникли и привели к минусовой цене фьючерсов на нефть марки WTI. Приведем некоторые из них и проанализируем, как это повлияет на экономику Украины.
Владислав Рашкован, Alternate Executive Director IMF (МВФ), в фейсбуке и журналу НВ дал достаточно развернутый ответ. Приведем лишь несколько тезисов:
«... подводя итог — говорим о специфических активах: фьючерсные контракты, торгуемые на NYMEX (тикер CL), на физическую поставку нефти марки WTI в мае 2020. Это важно запомнить...».
«Отрицательная цена на фьючерс означала следующее: продавец фьючерсного контракта доплатит свыше 30 долларов покупателю контракта за то, что тот купит у него сырую нефть и потом ее закачает в какие-то свои законтрактованные хранилища».
«В принципе такие ситуации с отрицательной ценой фьючерсных контрактов иногда бывают — в таких случаях продавцы просто рассчитывают свои альтернативные издержки от владения контрактом, и в случае, если эти расходы выше, чем потери от негативной цены, могут продавать активы ниже нуля, то есть доплачивая покупателям».
«Стоит сказать, что для тех, кто имел, куда выгружать нефть, это была очень прибыльная операция».
Поэтому, обсуждая цены на определенный продукт, стоит разделять индикативную цену базового актива (рис. 1) и цену производных финансовых инструментов (рис. 2) на этот базовый актив.
Рис. 1. Часовой график индикативных цен на нефть марки WTI в период 07.04.2020-21.04.2020.
Как видим, по состоянию на 21:00 20.04.2020 индикативная цена нефти марки WTI опустилась до $0 за баррель. Это исторически. Это событие будет описываться в книгах. Сейчас цена на уровне $20 за баррель, как мы и прогнозировали ранее.
Рис. 2. Часовой график цен на майский фьючерс нефти марки WTI в период 31.03.2020-21.04.2020.
Впервые некому было продавать нефть, даже с дополнительными выгодами. «Кровь земли» и «кровь двух мировых войн» теперь не пользуется популярностью. Стоимость нефти WTI упала на фоне затоваренности рынка и снижения спроса из-за пандемии, а также из-за закрытия сегодня, во вторник вечером 21 апреля, майских фьючерсов. Сейчас цена указанных фьючерсов — $-7,45. Июньские фьючерсы снизились на 11% — до $22,22 / баррель.
Стоит также отметить, что цена на марку BRENT торгуется на уровне $22,5, что в среднем равно ценам 90-х – 2000-х годов (рис. 3).
Рис. 3. Недельный график индикативных цен на нефть марки BRENT за 1989-2020гг..
Сегодня цены на фьючерсы по двух марках нефти снова в отрицательной зоне (рис.4).
Рис. 4. Изменение цен на фьючерсы товаров и индексов по состоянию на 21.04.2020(12:50).
Что это значит для экономики Украины?
Падение цен на нефть не даст ощутимого снижения стоимости моторного топлива, по крайней мере, пока. Цена на нефть восстановилась до уровня $20 за баррель.
«Картельный сговор» участников рынка не даст опустить цены себе в убыток по всем АЗС.
Для тех нефтетрейдеров и НПЗ, у кого нашлось место в нефтехранилищах и кто купил контракты на закрытии при низкой стоимости, будет позитив. Поскольку цена снова на своем месте, и они могут фиксировать определенные доходы в будущем.
Не отрицаем вероятность еще одного спада цены, ведь большинство захочет продать нефть из переполненных запасов.
Для стран-добытчиков (включая Украину) сейчас решающий момент. Есть несколько вариантов:
а) постепенно сокращать добычу;
б) нарастить продажи по низким ценам и выиграть благодаря объемам;
в) продавать излишки по той стоимости, на которую готовы покупатели. Для стран-покупателей в связи с этим сейчас благоприятный момент для формирования стратегических запасов. Закупки активно ведет, например, Беларусь. В Украине это пока невозможно, потому что нет нормативной базы, ведь законопроект о создании таких запасов так и не запустили.
На территории Украины залежи нефти есть на Прикарпатье, в Днепропетровской и Донецкой областях и на шельфе Черного и Азовского морей (по некоторым данным залежи здесь самые большие — 3 триллиона условных единиц газа и нефти, доля нефти — 25-30%).
Обеспечение нефтью собственного производства — на уровне более 12%, а закупка (импорт около 20%) в основном марки BRENT, поэтому пока паниковать не нужно.
«Ретранслировать эту однодневную аномалию на будущее нефтяного рынка пока рано», — отмечает Рашкован.
На дальнейшее развитие событий на рынке нефти влияет множество дополнительных факторов: будущие действия ОПЕК по ограничению добычи (которое уже запустили), продолжительность «коронавирусного карантинного кризиса» и всемирного локдауна, постепенное наращивание экономической активности в различных частях мира. И о влиянии зеленых технологий также не стоит забывать.
Материал подготовил аналитик ООО "Фридом Финанс УКРАИНА" Степан Джус