Государству необходимо контролировать ренту, а не тарифы

При правильном подходе рыночное ценообразование тарифов не является проблемой

Для понимания ситуации с тарифами сначала стоит высчитать простую округленную «математику» процесса. В 2013 году, как известно, тариф на горячую воду составлял 14,6 гривен за один кубический метр. В данный момент тариф составляет 80,6 гривны. В 2013 году Украина покупала газ по 450 долларов за тысячу кубометров, что при старом курсе составляло 3,6 гривны за кубометр. Сейчас импортный газ обходится по 300 долларов за тысячу кубов, то есть приблизительно по 8,1 гривны за кубометр.

Если обратиться к физике, то энергоемкость кубического метра газа составляет 8000 ккал и сжигание 1 кубометра газа нагреет воду на 8 градусов. Из этого вытекает, что нагревание воды на 80 градусов стоит 10 кубометров газа, и это по формуле без учета потерь и коэффициента полезного действия оборудования. К потребителю вода, естественно, дойдет с меньшей температурой. С учетом этих расчетов в 2013 году для нагрева воды газом необходимо было потратить минимум 36 гривен, при том, что население получало горячую воду по цене 14,6 гривен. Как это получалось?

А получалось это из-за государственного регулирования тарифов на газ, электроэнергию, тарифы ЖКХ, цен на уголь и многое другое. Как этот процесс происходил, можно описать на примере производства электроэнергии.

В 2013 году электричество для населения стоило 36,5 копеек с НДС, без НДС цена была 31 копейка. Электростанции же продавали электричество по 50 копеек (без НДС). Разницу, по сути, оплачивало государство, но даже 50 копеек для электростанции было недостаточно, поскольку для производства 1 кВт необходимо было сжечь минимум 0,3 кг угля. При мировых ценах на уголь, которые составляли 100 долларов за тонну, цена киловатта по углю составляла 24 копейки. С учетом того, что электростанциям необходимо нести расходы на рабочую силу, на ремонт и обслуживание оборудования, а электричество нужно еще доставить потребителю, то им не хватало и этих денег. Поэтому энергетики шли к государству, а государство по цепочке шло к угольщикам и обязывало их продавать уголь не по мировым ценам, то есть по 100 долларов за тонну, а по 420 гривен за тонну (без НДС), то есть, округленно, по 55 долларов.

Вся эта цепочка завязывалась на чиновниках и, соответственно, имела коррупционную составляющую. Шахтеры, энергетики, газовщики, ЖКХ — все сводили концы с концами, и главным стало не налаживание процесса работы предприятий. Главным стал процесс выбивания, списания или перечисления денег. Инвестиций в этих условиях просто не было, развития не было и не могло быть. Оборудование и основные фонды устаревали, начиная с шахт и заканчивая трубами отопления. Продуктивность труда и эффективность падала, зато процветала коррупция.

Этот процесс гипотетически мог бы продолжаться и дальше, радуя население популизмом низких цен. Но тогда в бюджете во взаимозачетах продолжали бы тонуть огромные деньги и процветать бухгалтерия, которая была бы никому непонятной. Но в будущем, например, к 2030 году, такая ситуация могла бы привести к полному коллапсу всей коммунальной системы, критическому износу основных фондов, то есть котлов, труб и всего остального.

Добыча газа, нефти, угля, производство электричества из года в год сокращалась из-за отсутствия инвестиций, делая страну все более зависимой от импортных энергоносителей. Но чиновникам было бы удобно наживаться на этом.

Рыночное ценообразование однозначно лучше того «бардака», который был раньше, и требования МВФ и Европейского союза относительно тарифов логичны. И стране необходимо переходить к рынку, как в любой нормальной капиталистической стране. Но необходимо принять во внимание, что рыночные тарифы больно бьют по населению страны и являются шоком для обедневшей части населения. И стоит также понимать, что если где-то убыло, то где-то прибыло.

Что касается тарифов, многие нарекают на то, что себестоимость добычи нефти, газа и угля в Украине ниже рыночных тарифов. Энергоресурсы, добытые в Украине, можно продавать по более низкой цене. Ведь в условиях рыночного ценообразования ряд украинских компаний становится сверхприбыльным, а это является социальной несправедливостью, ведь недра принадлежат народу. Но следует иметь в виду, что закон должен быть равным для всех и поэтому нельзя разделять, например, импортный газ или уголь от добытых внутри страны, поскольку это будет дискриминацией. И опять-таки попытки отделить одно от другого потребуют государственного регулирования.

Однако недра действительно принадлежат народу, и социальная справедливость должна быть реализована, но без противоречий принципу равенства перед законом. С учетом этих вводных можно отрегулировать тарифы в стране по справедливости. И этот способ, собственно говоря, уже давно придуман.

Для реализации принципа, согласно которому недра принадлежат народу, давно придумали такой налог, как рента от прибыли полезных ископаемых. И государству стоит регулировать именно ренту, а не тарифы.

Все очень просто. Стране необходимо вводить рыночное ценообразование и избавляться от коррупционной составляющей и влияния чиновников на ценообразование. Государству не нужно вмешиваться в бизнес-процессы компаний, а создать необходимые условия для ведения бизнеса. Тогда бизнес будет развиваться лучше. Но справедливости ради, государство должно забирать в виде ренты сверхприбыль компаний, поскольку недра должны принадлежать народу. И сверхприбыль компаний зачастую является не результатом труда, а базируется на ценности ресурсов.

В Украине есть рентная плата (плата за специальное использование природных ресурсов), но поступления от данного налога за весь 2018 год составили 45,2 млрд гривен. В то же время добыча газа в Украине за прошлый год составила 20,9 млрд кубометров, что по цене 280 долларов при курсе доллара равном 27 дает общий объем добытого газа в деньгах равный 160 млрд гривен. Если рента на газ будет составлять треть стоимости газа, то только по одному газу рентные платежи смогут сравняться с нынешними общими поступлениями по рентным платежам. Но газ – это не все ресурсы. Добавленная стоимость всей добывающей промышленности Украины в 2018 году составила примерно 470 млрд гривен (13,3% от ВВП), в десять раз выше рентной платы.

Государство может регулировать не тарифы, а ренту, и при регуляции ренты государство сможет получить значительно больше денег по сравнению с нынешними поступлениями. А придерживаясь принципа социальной справедливости, увеличение доходов от ренты можно пустить на прямую субсидию гражданам, которые будут оплачивать тарифы по рыночным ценам. И тогда все будет справедливо и сбалансировано. 

Компании получат четкие правила игры и полную дееспособность, ведь государство больше не будет вмешиваться в их деятельность. Люди будут платить по рыночным ценам, но наиболее незащищенные слои населения смогут получить прямую субсидию на оплату услуг ЖКХ на дополнительные десятки миллиардов гривен в год. Условия МВФ будут выполнены. Под выразительные условия ведения бизнеса без государственного вмешательства в страну смогут зайти такие гиганты нефтегазовой индустрии как BP, ExxonMobil, Shell и другие и помогут нарастить добычу и нефти, и газа внутри страны, попутно создавая конкурентный рынок энергоресурсов.



Powered by Froala Editor

Популярные статьи

Закажите бесплатную консультацию про услуги ООО «ФРИДОМ ФИНАНС УКРАИНА»