Американский фондовый рынок, как и большинство других финансовых рынков мира, в мае этого года упал из-за срыва подписания торгового соглашения между Китаем и США. Страны с наиболее стабильными экономиками не смогли договориться между собой и де-факто начали торговую войну.
Главным камнем преткновения на переговорах между двумя сторонами, по нашему мнению, стал вопрос об интеллектуальной собственности и авторском праве. Президент США Дональд Трамп ранее обвинял Китай в том, что они крадут интеллектуальную собственность в США и наживаются на этом. Д. Трамп, как мы понимаем, стремился заставить Китай принять законы, которые бы защищали авторские права и патентное право в КНР.
Не секрет, что значительная часть китайской экономики зависит от производства огромного количества подделок под мировые бренды, и Китай действительно ворует технологии, игнорируя законодательство в сфере авторских прав. Это часто позволяет производить в Китае поддельные товары дешевле, чем в других странах. В случае принятия законов о защите авторских прав могла бы сложиться ситуация, когда правоохранительные органы КНР будут вынуждены закрывать многочисленные производства в стране, ориентированные как на внешний, так и на внутренний рынок потребителей.
Китай не мог и не может прибегать к таким мерам. Закрытие Abibas нанесет более серьезный удар по промышленности страны, чем введение пошлины на китайские товары со стороны США. Понимая ситуацию, Китай в ответ на предложение Д. Трампа предложил альтернативный вариант. Вместо принятия законов КНР может принять ряд подзаконных актов, которые бы де-юре позволили Китаю удовлетворить требования американского президента, но де-факто не стали бы действенными средствами защиты интеллектуальной собственности. Факт подмены законов подзаконными нормативными актами и привел к тому, что США обвинили именно Китай в срыве сделки. Вслед за этим Д. Трамп поднял размер пошлины на китайские товары.
В ближайшей перспективе страны не смогут договориться. Принципы интеллектуальной собственности и факт существования Abibas не дадут сторонам возможность найти компромисс. Учитывая такое положение дел, многие эксперты считают, что на финансовых рынках будет продолжаться коррекция, ориентированная на снижение.
Однако инвесторам не следует слишком беспокоиться по поводу введения пошлины США в отношении товаров из Китая, и мы объясним почему.
Общая сумма таможенных пошлин на китайские товары с учетом действующих тарифов не такая большая ― около 50 млрд долларов в год (25% от 200 млрд долларов). Однако Д. Трамп не был бы собой, если бы допустил факт обрушения фондового рынка США.
С началом торговой войны Д. Трамп будет пытаться еще активнее влиять на ФРС и заставлять регулятора смягчать свою денежно-кредитную политику. Также он дополнительно начнет валютную войну с Китаем и кампанию по ослаблению доллара США. Это, в свою очередь, может стать удивительно мощным стимулом для роста фондового рынка США.
ФРС уже начала уступать Д. Трампу и готовиться к будущей мягкой монетарной политике. В частности, Лейл Бернард, член совета правления ФРС, заявила, что регулятор может принять стратегию «оппортунистической рефляции», в условиях которой рост уровня инфляции выше целевого уровня станет для ФРС допустимым. Это означает, что регулятор уже задумался о возможных обоснованиях целесообразности будущего изменения своей политики.
Китай также не останется в стороне и будет вынужден ответить. В частности, в мае 2019 года в КНР ослабили курс юаня к доллару на 3%. Народный банк Китая с 15 мая снизил норму резервирования для малых и средних банков на 8%. Именно поэтому, кроме торговой войны, между Китаем и США назревает денежная война. В итоге это может вылиться в то, что вся тяжесть от противостояния двух могущественных экономик мира упадет «на плечи денег», а не на стоимость активов (подробнее в статье «Фондовый рынок США ― падать нельзя»). Активы, в частности фондовый индекс S&P 500, на фоне ослабления денег могут продолжить свой рост к новым высотам.
Аналитики ООО «Фридом Финанс Украина».